Метка: шаблоны проектирования

Стратегия на Python

​​«Расскажите про любой шаблон проектирования на ваш выбор.»

Случалось слышать такое на собеседованиях? Большинство людей в этот момент начинают рассказывать про синглтон (одиночку). Потому что он… простой? Да, вообще-то не очень. Попробуйте сходу вспомнить, как там реализовать его через метакласс. Да и часто ли приходится? Скорее всего вы пользуетесь уже готовым кодом для синглтона. Его даже называют «анти-паттерном», потому что он часто маскирует плохой дизайн кода, вызывает проблемы при тестировании и нарушает принцип единственной отвественности класса (и порождает себя, и делает какую-то работу). А еще, он может вызывать проблемы с многопоточностью или «многопроцессностью» в случае с Python. Поэтому хвастать знанием синглотона – не лучшая стратегия на собеседовании…

Стратегия выбора работника

Ага! Стратегия! Это именно тот шаблон, который действительно подойдет для рассказа, потому что он простой и реально часто применяется на практике, даже если вы порой сами это не осознаете.

Стратегия – поведенческий шаблон, призванный для обеспечения взаимозаменяемости разных алгоритмов или вариаций алгоритма с одинаковыми интерфейсами. Стратегии – и есть эти варианты. В зависимости от условий (контекст) код выбирает подходящий алгоритм. 

Реализация этого шаблона может быть не только объектная, но и функциональная. С последней и начнем:

# стратегия печатать на экран
def console_writer(info):
    print(info)

# стратегия выводить в файл
def file_writer(info):
    with open('log.txt', 'a') as file:
        file.write(info + '\n')

def client(writer):
    writer('Hello world!')
    writer('Good bye!')

# пользователь выбирает стратегию
if input('Write to file? [Y/N]') == 'Y':
    client(writer=file_writer)
else:
    client(writer=console_writer)

Стратегия выбирается пользователем, а функция client даже не знает, какой вариант алгоритма ей дадут. Она знает лишь то, что writer(info) – это некая функция, принимающая строку (это и есть общий интерфейс для всех стратегий). Таким образом, мы делегируем работу стратегиям, скрывая детали реализации каждой из них.

В объектном варианте:

class Adder:
    def do_work(self, x, y):
        return x + y

class Multiplicator:
    def do_work(self, x, y):
        return x * y

class Calculator:
    def set_strategy(self, strategy):
        self.strategy = strategy

    def calculate(self, x, y):
        print('Result is', self.strategy.do_work(x, y))

calc = Calculator()
calc.set_strategy(Adder())
calc.calculate(10, 20)

calc.set_strategy(Multiplicator())
calc.calculate(10, 20)

Мы обеспечили горячую заменяя алгоритмов для класса Calculator. Для простоты, здесь я не применял наследование (спасибо динамической природе Python), но в серьезных проектах, вам следовало бы написать что-то подобное:

from abc import ABC, abstractmethod

class BaseStrategy(ABC):
    @abstractmethod
    def do_work(self, x, y):
        pass

class Adder(BaseStrategy):
    def do_work(self, x, y):
        return x + y

class Multiplicator(BaseStrategy):
    def do_work(self, x, y):
        return x * y

class Calculator:
    def set_strategy(self, strategy: BaseStrategy):
        self.strategy = strategy

    def calculate(self, x, y):
        print('Result is', self.strategy.do_work(x, y))

Здесь мы создаем общий интерфейс стратегий BaseStrategy – как абстрактный класс ABC. Далее в каждой стратегии реализуем этот интерфейс.

Надеюсь, было полезно. Если хотите еще больше подробностей, то читайте 1, 2, 3.

Специально для канала @pyway. Подписывайтесь на мой канал в Телеграм @pyway 👈