Метка: познание

О познании

Написал в 2 часа ночи. Ночью я часто не могу уснуть, и подобные мысли вертятся в голове. На этот раз я схватил ноутбук и быстренько их изложил, а потом спокойно уснул. Пожалуй, буду и в преть так делать.

бывает, что одни говорят, что знают все, другие говорят, что не знают ничего.
и те, и другие по сути неправы.
разве можно сравнивать несравнимое?
разве может кто-то утверждать, что умнее (или знает больше) другого?
вряд ли это так.
да, я могу сказать, что я обладаю знаниями.
почему я могу это сказать?
потому что я могу это сказать. я обладаю этим знанием,
я могу выразить это на языке, могу записать, чтобы сохранить это, могу рассказать об этом другим голосом или письмом или в какой-то другой форме
могу ли я утверждать, что знаю все?
нет, ведь я не знаю и малой части всего.
могу ли я утверждать, что познал что-то до конца?
нет, потому что нельзя определить границ этого чего-то.
даже самое простое знание бесконечно глубоко в своей непознаваемости.
возьмем простой пример:
дважды два равно четыре.
почти любой человек это знает.
почти любой может объяснить это на пальцах или двигая яблоки, спички.
но если мне попадется человек, который скажет, что познал это знание полностью, и назовет это знание истиной, то я рассмеюсь.
почему?
потому что можно по-разному интерпретировать это.
в какой систиме исчисления эти числа?
а числа ли это? может, под этими знаками заключен иной смысл?
что значит операция умножения? не переопределил ли ее кто-то ранее?
что значит знак тождества?
любой математик (и в тоже время он не-матемтик, потому что не познал математику целиком) с легкостью опровергнет это тождество.
а почему вообще мы говорим о математике? можно анализировать это с точки зрения языков, истории и прочих наук.
и разговор этот может идти долго, но никогда не раскроет всех тайн дважды два четыре.
человек, который говорит, что ничего не знает, тоже не прав.
он уже знает, что ничего не знает, и даже может тебе это сказать.
а значит его утверждение неистинно, даже если он промолчит.
он может возразить: я не знаю ничего, кроме того, что я знаю, что не знаю ничего.
э, брат. ты строишь в уме и в речи своей такие сложные конструкции, так ты почти философ, а говоришь, что ничего не знаешь.
таким образом, я обладаю знаниями, как и любой другой.
но знаю ли я больше, чем кто-то другой?
нет, ведь мы обладаем разными знаниями, каждое из которые еще и неизмеримо.
каждый из нас знает великое количество вещей и сущностей, которые не знает другой.
и у каждой этой вещи или сущности есть огромное количество оттенков и нюанансов, подобно тому, сколько их у дважды два четыре.
а сравнивать бесконечности — дело гиблое.
пускай мы начали сравнивать свои знания;
и на каждое знание тратим сколько то времени;
тогда нам понадобится бесконечное количество времени на сравнение.
более того, сравнивая знания мы обмениваемся ими.
а знаешь ли ты, что трижды три девять?
теперь да, а знаешь ли ты, что семь минус пять равно два?
теперь да.
поэтому эксперимент сразу теряет смысл;
поэтому никто не умнее никого.
что же остается мне?
познавать!
но зачем познавать, когда я не познаю всего, я не познаю ничего полностью, я не смогу утверждать, что я умнее кого-то? зачем?
тебе незачем познать все, незачем мериться знаниями с кем-то.
могу ли я сказать, что познал все? — нет.
могу ли я сказать, что познал десятую часть всего? — нет.
могу ли я сказать, что познал сотую часть хотя бы десятой части? — тоже нет.
могу ли я сказать, что познал хотя бы одно знание про дважды два четыре целиком? — увы.
позвавай просто так то, что ты хочешь узнать.
важен сам процесс.
важно само движение, как изменения тебя и мира, мира тобой и тебя миром.
познание — как маленькая и в тоже время огромная разница знаний между мигом до и мигом после. познание это сейчас, каждый миг, прямо сейчас мы познаем.
может быть, я не хочу ничего познавать?
знание не может быть статично, и ты не можешь узнать до конца статично ли оно; пытась узнать это, ты будешь в вечном процессе познания.
ты познаешь всегда и везде;
даже сейчас,
даже если ты в темной комнате, или просто неспособен видеть;
даже если ты в тишине, или просто неспособен слышать;
даже если любое либо каждое из чувств не дает тебе знаний —
твой ум сам родит знания
мысли рождаются сами из тех знаний, что уже есть и оседают новыми знаниями.
нет момента, когда ты не чувствуешь и не думаешь.
скажут тебе: не думай о слоне. и ты будешь думать о слоне.
скажут тебе: не смотри. и ты повернешься, чтобы увидеть или представишь себе это.
ты чувствуешь, даже как течет время.
поэтому процесс познания и есть жизнь.
знаю ли я это неверняка? нет, но я пытаюсь узнать.
а значит, то, как ты получаешь знания и есть то, как ты проживаешь жизнь.